В НОВОСИБИРСКЕ ПРОШЛИ ВСТРЕЧИ С ПЕРВЫМ АВИАТЕРРОРИСТОМ
В новосибирском культурном центре Бейт Менахем прошли встречи с Йосефом Менделевичем, участником так называемого первого «самолетного дела» — неудавшегося захвата самолета для побега из СССР летом 1970 года. Темой лекции Менделевича стала борьба с коммунистическим режимом, становление еврейского самосознания, соблюдение еврейских заповедей в тюрьме, а также – детали истории, «как мы угоняли самолет».
Достоверно установить, спустя годы, исходя из открытых источников , кому именно принадлежала идея угона самолета, не представляется возможным. Одна из популярных версий состоит в том, что угнать самолет придумал советский пилот местных авиалиний Марк Дымшиц. Эта идея понравилась руководителю подпольной сионистской группы Гилель Бутману, вместе с которым Дымшицем изучал иврит. План предполагал, что террористы захватят самолет, совершающий рейс внутри страны, далее нейтрализуют экипаж и, возможно, кого-то из пассажиров, а дальше Дымшиц самостоятельно долетит до одной из зарубежных стран. Конечной целью для террористов был Израиль. Суть планируемой операции Менделевич подробно изложил в своей книге «Операция «Свадьба»» (по легенде, подельники планировали лететь на свадьбу – прим. ред).
Примечательно, что израильские власти, которым террористы сообщили о своих планах, идею угона самолета не поддержали. Не смотря на существующие сложности с эмиграцией ( до1973 года СССР не поддерживал «Международный пакт о гражданских и политических правах») израильские власти сочли саму идею захвата мирного самолета и жертв среди мирных людей недопустимой.
Но угонщиков это факт не смутил. Первоначальный план слегка изменили, решив вместо лайнера «Ту-124» захватить небольшой самолет типа АН — 2.
В течение января — марта 1970 года Бутман подбирал «пассажиров». Сложно было найти требуемое количество в полсотни репатриантов. В итоге набралась группа из 16 человек. Двенадцать из ни 15 июня 1970 года они отправились в аэропорт «Смольное» под Ленинградом и на взлетном поле были взяты с поличным, одним из них был Менделевич.
«Участник самолетного дела Иосиф Менделевич, который сегодня ездит по миру в качестве героя — на деле оказался далеко не герой, — отмечает руководитель военно-исторического клуба «Дружина Северный Волк», член федерального исполкома Всероссийского студенческого корпуса спасателей, сопредседатель Молодежной медиа- ассоциации, председатель Новосибирского отделения Партии Ветеранов России Роман Быков. — На суде его поведение было, мягко говоря, далеким от … от идеалов советских людей того времени, в том числе и тех, кто сидел.
Его подельники повели себя гораздо более достойно. Например, в своем последнем слове ныне покойный Анатолий Альтман ничего не попросил для себя, даже не стал искать оправданий. Его небольшая речь сводится к просьбе о смягчении участи для летчика Дымшица и выпускника философского факультета МГУ Эдуарда Кузнецова, у которого ранее были проблемы с законом и который формально шел как «рецидивист. Также, — продолжает Быков, — Альтман попросил о смягчении участи для женщин. Пытался обелить своих товарищей и взять вину на себя Юрий Федоров, указав, что «Мурженко привлечен лично мною вопреки желания Кузнецова». По поводу Кузнецова и Дымшица Федоров удивляется — почему вдруг именно они оказались главными. Мурженко, о котором так заботился Федоров, также просил за Кузнецова и Дымшица».
Последнее слово Менделевича совсем не похоже на слова идейного вдохновителя, отмечает Быков. «Менделевич прямо говорит, что признает «все действия, направленные на захват самолета и нарушение государственной границы — преступными», также говорит о «неразборчивости своих действий» для достижения мечты. О любви к своей исторической родине скажет Сильва – она вспомнит о мечте, которой «две тысячи лет» и процитирует знаменитые сроки. «Если я тебя забуду, о Иерусалим, то пусть отсохнет моя правая рука»».
Показания, данные участниками дела на суде, а также последние слова подсудимых можно найти в книге Эдуарда Кузнецова «Дневники», которая свободно распространяется в рунете, также в свободном доступе и воспоминания других участников процесса, отмечает эксперт.
«До сих пор мало кто обращал внимание на такую деталь, как поведение сотрудников КГБ, предотвративших эту операцию, — рассуждает Роман Быков. — В советские годы профессионализм сотрудников ведомства находился на высоком уровне, свою работу служба выполняла профессионально. Но в случае с самолетным делом картина совершенно иная — участники преступления обнаружили слежку уже на довольно раннем этапе. Более того, сам Менделевич вспоминал, что в тот день, когда они вместе с подельниками отправились на машине к аэродрому, за ними открыто, «неотступно» следвала «Волга», в ней — «мужчина в синем костюме».
Возникает вопрос: зачем спецы такого уровня действовали так нерасчетливо, непрофессионально, явно показывая участникам, что их замысел раскрыт? Ответ очевиден – «кровавый советский режим» не хотел лишний раз проявлять жесткость. И это к тем, кто готов был «нейтрализовать человек пять из пассажиров и экипажа». У чекистов была надежда, что преступники все-таки одумаются. Люди-то неглупые, все-таки евреи.
Кузнецов, на суде оценивая предполагаемый приговор — смертную казнь (которая была заменена на 25 лет, затем 15, затем и вовсе Кузнецова обменяли, и его мечта оказаться в Израиле сбылась), сказал — «я не либерал и хорошо понимаю, что такое борьба. Подобная строгость нужна вам для того, чтобы и другим неповадно было»».
Кузнецов оказался прав — спустя ровно четыре месяца после неудавшейся попытки угона самолета Израиль Пранас Бразинскас угнал советский борт № 244, следовавший по маршруту Батуми — Сухуми — Краснодар. Пытаясь предотвратить угон, была убита 19-няя бортпроводница Надежда Курченко, именем которой сегодня названы улицы, пик Гиссарского хребта, танкер российского флота и астероид. Надежде оставалось три месяца до свадьбы.
Сейчас сам Эдуард Кузнецов предпочитает дистанцироваться от идеи угона. Так, в одном из интервью 2007 году он ответил: «Угона не было. И намерения такого не было… Устроили показуху, переиграли КГБ».
Спустя годы позиция Израиля с годами не изменилась. Когда спустя более 30 лет после неудавшегося угона Анат Залмансон – Кузнецова, дочь одного из организаторов, Эдуарда Кузнецова, попыталась снять фильм об этом деле и роли отца, то в Израиле не нашлось ни одного человека, чтобы хотя бы частично профинансировать съемки.
К ее счастью, идеей заинтересовались в США , где за полгода ей удалось быстро собрать требуемую сумму. В 2016 году фильм вышел на экраны и удивительно – у идеи нашлись поклонники. Одним из них был президент США Рональд Рейган, который еще в 1981 году принял в Белом Доме Иосифа Менделевича — уже после подписания США международной «Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов».
https://sm-news.ru/za-steklom-poxishhennoe-polotno-kuindzhi-vernut-v-tretyakovku-1-fevralya-8679/
Вступай в команду взаимопомощи и поддержки
в ООД «ВЕТЕРАНЫ РОССИИ»
необходимо заполнить заявление по указанной ссылке
Наш Telegram-канал «Ветераны России on-line» https://t.me/veteranrossii_online
Контактная информация:
Центральный аппарат
ООД «ВЕТЕРАНЫ РОССИИ»
WhatsApp:
+7(901) 331-0801;
+7(916) 594-5724;
+7(915) 105-5201;
E-mail: vpvr@veteransrussian.ru