«ВЕТЕРАНЫ РОССИИ» ТРЕБУЮТ ЗАКРЫТЬ В МОСКВЕ ВЫСТАВКУ, ПОСВЯЩЁННУЮ НАЦИСТСКОМУ ПОСОБНИКУ ИВАНУ ШМЕЛЁВУ
3-4 октября 2023 года Дом русского зарубежья им. А.И.Солженицына, учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы, совместно с Институтом мировой литературы им. А.М.Горького Российской академии наук (ИМЛИ РАН) проводит конференцию «Иван Сергеевич Шмелев: Литературное наследие, личность, эпоха. К 150-летию со дня рождения писателя». В условиях идущей Специальной военной операции на территории Украины по денацификации и демилитаризации открытие в Москве выставки, посвященной писателю, который приветствовал вторжение Гитлера в СССР, является не просто сомнительным, а откровенно провокационным мероприятием.
Президент России Владимир Путин в своих выступлениях постоянно подчёркивает недопустимость фальсификации истории, чествования нацистских преступников и коллаборационистов, но при этом из года в год у ряда чиновников проявляется поразительная страсть устраивать памятные мероприятия в честь определённой категории деятелей из числа так называемых «зарубежных русских философов и писателей», открыто поддержавших гитлеровское нашествие на СССР или облизывающих в своих послевоенных произведениях власовцев и бандеровцев.
Одним из ярких представителей данной части русской эмиграции после 1917 года, помешанных на антикоммунизме настолько, что открыто поддержали гитлеровский режим, его вторжение в СССР и даже отправку русских людей на рабский труд и погибель в Германию, является Иван Шмелёв, постоянно утверждавший в своих произведениях, как он «любил русский народ и Россию».
Чтобы не быть голословными, приведём факты, доказывающие коллаборационизм обосновавшегося после своего отъезда из Советской России в Париже Ивана Шмелёва.
Здесь хотелось бы отметить, что, ещё находясь в Советской России, Иван ведет переписку с Анатолием Луначарским, Михаилом Калининым и другими известными советскими деятелями, обращается к ним с различными просьбами и, что интересно, находит у них понимание и помощь. Так на «Философский пароход» писателя не отправляли — ультиматумов ему не ставили, разрешение на выезд Иван Шмелев получил официальным порядком, пообещав при этом никоим образом не действовать против Советской Республики.
В 1927 году режиссер Яков Протазанов в СССР ставит фильм «Человек из ресторана» по дореволюционной повести Ивана Шмелева. ИВ этом факте показателен один принципиальный момент, что по крайней мере, в конце 1920-х годов писатель не рассматривался советскими властями как заклятый враг, даже несмотря на то, что его «Солнце мертвых» стало, так сказать, бестселлером антисоветской пропаганды.
В начале 1930-х Ивана Шмелёва даже дважды выдвигали на Нобелевскую премию по литературе. О нём как о писателе тепло отзывались Максим Горький и Александр Куприн.
Как известно, во время Второй Мировой войны Иван Шмелёв, этот пособник гитлеровского режима, публиковался в «Парижском вестнике», прогитлеровской русскоязычной газетёнке, в которой также печатались такие одиозные и погрязшие в коллаборационизме фигуры, как генерал Пётр Краснов, поэт Николай Туроверов, писатель Илья Сургучёв и прочие. В газете в позитивных тонах освещалась деятельность Русской освободительной армии (РОА) Андрея Власова. Принял Иван Шмелёв участие и благодарственном молебне по случаю захвата нацистами Крыма в 1942 году.
В 1947 году Иван Шмелёв, пытаясь оправдаться за своё неприкрытое сотрудничество с нацистами в годы Второй Мировой войны, в ответ своим обвинителям в газете «Русская мысль» откровенно врал, что «никогда не был фашистом и к фашизму симпатий не проявлял никогда», а строчил в нацистский «Парижский вестник», чтобы «говорить то, что я говорил всегда, – о России, о ее величии, о её материальном и душевно-духовном богатстве. Немцы – и не одни они – искажали подлинный лик России…», опуская при этом один немаловажный нюанс, что своим писательским авторитетом в белоэмигрантских кругах он придавал вес коллаборационистскому изданию «Парижский вестник», с которым активно сотрудничал.
Сохранилась переписка Ивана Шмелёва с его горячей поклонницей Ольгой Бредиус-Субботиной, из которой следует, что он длительное время занимал ярые пронацистские позиции.
Цитаты из переписки Ивана Шмелёва и Ольги Бредиус-Субботиной.
«30.VI.41. …Я так озарен событием 22.VI (22 июня 1941 года – нападение гитлеровской Германии на СССР – прим.), великим подвигом Рыцаря, поднявшего меч на Дьявола. Верю крепко, что крепкие узы братства отныне свяжут оба великих народа. Великие страдания очищают и возносят. Господи, как бьётся сердце моё, радостью несказанной…», – написал Иван Шмелёв вскоре после начала Великой Отечественной войны.
9 октября 1941 года, когда гитлеровские войска прорвали фронт под Вязьмой, и тысячи советских солдат попали в окружение, Иван Шмелёв сообщает своей поклоннице: «Ведь вчера был день… преп. Сергия Радонежского России покровителя. Я ждал… Я не обманулся сердцем, Преподобный отозвался… Я услыхал фанфары, барабан – в 2 ч. 30 мин., – специальное коммюнике: прорван фронт Дьявола, под Вязьмой, перед Москвой, армии окружены… идёт разделка, Преподобный в вотчину свою вступает. Божье творится не нашими путями, а Его, – невнятными для нас. Сроки близки, Оля!».
1 июня 1942 года «великий русский патриот» Иван Шмелёв пишет об угоне русских людей в рабство в Германию всё той же Ольге Бредиус-Субботиной следующее: «Немцы спасают народ от голода, отправляя в Германию на работы. Надо знать всё. Оля, знай: герои те, кто сейчас едут туда, помогают освободителям! Мне пишут святые женщины. Их мужья едут, и они их благословляют. Это – русские женщины, героини…».
23 июня 1943 года Иван Шмелёв – Ольге Бредиус-Субботиной: «Теперь – бесы в союзе с англо-саксами и американцами, Германия их разит, и им уже не страшна «дурная слава»! … Силы русской эмиграции дремлют втуне, не привлечены к великому делу всеобщего освобождения и обновления. Их просто не знают. И в этом – главное… Я не мог добиться права ехать к близким мне по крови, духу и сердцу… – а я мог бы – знаю! – влиять… я, м. б., чудо сделал бы, сколько сердец отомкнул бы… – одним своим «Богомольем»!.. И как бы мы, своим знанием родной души, могли бы облегчить великий и страшный подвиг – мирового очищения! Больше бы взаимного доверия… – и случилось бы чудо, Чудо!!! Оно и случится, только… с большим запозданием, с излишней – и великой! – затратой сил. Я глубоко верю в предназначение Божие, карающий и очистительный «меч» был вложен в руку Германии… так дано в историческом течении, Высшею Волею, избран достойный сего. Но… мы-то – только свидетели!.. А если бы была полная вера в нас, в наше предопределение… – если бы был братский союз двух великих народов!.. – о, что было бы!!».
В 1944 году восторги Иван Шмелёва в связи с кардинально изменившемся ходом войны пишет всё той же своей поклоннице: «Когда только конец сему безумию, в котором, одинолично, виновны, англичане-американцы… масонство… да, да! – и уж никак не немцы! Сколько раз немецкий фюрер предлагал, остерегал!..»
Сотрудничество с нацистским изданием Ивану Шмелёву во Франции не простили — от него отвернулось большинство эмигрантов и сами французы, также власти США отказали ему в американской визе. Закончил он свою жизнь в женском Покровском монастыре, умерев в 1950 году от сердечного приступа.
Общероссийское общественное движение «ВЕТЕРАНЫ РОССИИ» считает недопустимым проведение в Доме русского зарубежья им. А.И.Солженицына (г. Москва, ул. Нижняя Радищевская, д.2) выставки «Противостояние и примирение», посвящённой коллаборанту, пособнику Гитлера и писателю Ивану Шмелёву. Подобная идеологическая всеядность до добра не доведет, так как фактически данная попытка национального «примирения» один в один содержательно повторяет всю эту возню со Степаном Бандерой на Украине. Нужно совершенно однозначно понимать, что писатель Иван Шмелёв поддержал гитлеровское вторжение в наше Отечество и поэтому никаким моральным авторитетом в России быть не может.
Вместе с тем, крайне сомнительно, что, ставя памятники и называя «настоящими патриотами» Ивана Шмелёва и ему подобных, можно добиться подлинной консолидации нашего общества, развития русской культуры и всего остального, о чем говорит Президент России Владимир Путин.
В ситуации с зарубежным русским культурным наследием нужно подходить в высшей степени взвешенно и продуманно. Здесь не стоит увлекаться запретительством и разного рода «культурой отмены», так как, очевидно, это тупиковый путь, что можно видеть на примере стран коллективного Запада. Творчество Ивана Шмелёва – это часть русской литературы в её противоречивом многообразии и изучать его в академическом, научном плане вполне допустимо. Другое дело, что изучение и объективное осмысление подобных писателей и философов не должно превращаться в очередное идолопоклонничество перед представители белой эмиграции.
Общероссийское общественное движение «ВЕТЕРАНЫ РОССИИ» официально обратилось в адрес Генерального прокурора РФ Игоря Краснова и Председателя Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина с просьбой провести проверку и дать правовую оценку соответствия действующему российскому законодательству открытия выставки «Противостояние и примирение», посвящённой писателю Ивану Шмелёву, в Доме русского зарубежья им. А.И.Солженицына (г. Москва, ул. Нижняя Радищевская, д.2), в учреждении, подведомственном Департаменту культуры города Москвы.
Кроме того, ООД «ВЕТЕРАНЫ РОССИИ» официально обратилось в адрес Мэра Москвы Сергея Собянина с требованием закрыть выставку «Противостояние и примирение» в Доме русского зарубежья им. А.И.Солженицына, а также демонтировать установленный в Москве памятник Ивану Шмелёву и переименовать сквер Ивана Шмелёва.
Вступай в команду взаимопомощи и поддержки
в ООД «ВЕТЕРАНЫ РОССИИ»
необходимо заполнить заявление по указанной ссылке
Наш Telegram-канал «Ветераны России on-line» https://t.me/veteranrossii_online
Контактная информация:
Центральный аппарат
ООД «ВЕТЕРАНЫ РОССИИ»
WhatsApp:
+7(901) 331-0801;
+7(916) 594-5724;
+7(915) 105-5201;
E-mail: vpvr@veteransrussian.ru