101000, Москва, ул. Мясницкая 46, стр. 1, оф. 415
101000, Москва, ул. Мясницкая 46, стр. 1, оф. 415
|
|
|
В КРЕМЛЕ ЗАДУМАЛИСЬ ОБ ОТМЕНЕ «МУНИЦИПАЛЬНОГО…

В КРЕМЛЕ ЗАДУМАЛИСЬ ОБ ОТМЕНЕ «МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИЛЬТРА»

21.07.2017
Новости движения

В своей программе перед выборами президента 2018 года Владимир Путин анонсирует ряд крупных реформ, в том числе политическую, рассказали Znak.сom два собеседника, близких к администрации президента. Оба присутствовали при обсуждении концепций будущих реформ. Изменения, в частности, снова коснутся губернаторских выборов, упразднив пресловутый «муниципальный фильтр». Если это так, то предстоящие осенью 2018 года выборы мэра Москвы пройдут уже по новым правилам.

 «Муниципальный фильтр» в нынешнем виде в 2018 году перестанет существовать, рассказал один из собеседников, знакомый с планами намеченных преобразований. Сейчас для регистрации на выборах губернатора кандидату в зависимости от региона необходимо собрать от 5 до 7% подписей действующих муниципальных депутатов, охватив кампанией в свою поддержку определенное количество муниципальных образований. Такой барьер с оглядкой на «примеры западных демократий» был введен, когда после известных протестов 2011–2012 годов в Россию вернулись прямые выборы глав субъектов.

В своей программе перед выборами президента 2018 года Владимир Путин анонсирует ряд крупных реформ, в том числе политическую, рассказали Znak.сom два собеседника, близких к администрации президента. Оба присутствовали при обсуждении концепций будущих реформ. Изменения, в частности, снова коснутся губернаторских выборов, упразднив пресловутый «муниципальный фильтр». Если это так, то предстоящие осенью 2018 года выборы мэра Москвы пройдут уже по новым правилам.

 «Муниципальный фильтр» в нынешнем виде в 2018 году перестанет существовать, рассказал один из собеседников, знакомый с планами намеченных преобразований. Сейчас для регистрации на выборах губернатора кандидату в зависимости от региона необходимо собрать от 5 до 7% подписей действующих муниципальных депутатов, охватив кампанией в свою поддержку определенное количество муниципальных образований. Такой барьер с оглядкой на «примеры западных демократий» был введен, когда после известных протестов 2011–2012 годов в Россию вернулись прямые выборы глав субъектов.

«Муниципальный фильтр» — один из главных символов фейковой природы российской политики, когда из не представляющего никакой ценности класса муниципальных депутатов власти пытаются изобразить «соль земли», в чьих силах решать, кто достоин апеллировать к народу, а кто — нет, считает политолог Аббас Галлямов. Всем понятно, что решение, кому отдать свою подпись, принимают не сами депутаты, а региональные администрации, которым, в свою очередь, дают установки в Кремле. 

«Продолжать играть этот спектакль в условиях растущего спроса на искренность — себе дороже. Это означает полную делигитимизацию системы. Все-таки лгать надо так, чтобы тебе верили. Отмена фильтра, безусловно, станет мощным сигналом о том, что власть отказывается от наиболее дискредитировавших себя практик и аргументов и переходит к более тонким и изящным играм. Людям это понравится», — считает Галлямов.

Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин говорит, что идея отмены «муниципального фильтра» давно назрела «и даже перезрела», но вопрос в том, какая альтернатива будет предложена. Ведь когда обсуждался закон «об иностранных агентах» и изменения в него, была длительная дискуссия, однако после принятия изменений все стало только хуже. 

Проблема российской политической системы даже не в плохом законодательстве, а в ужасной практике его правоприменения, рассуждает эксперт.

Например, есть закон о парламентском расследовании, но даже в урезанном виде (депутаты не могут вести расследование в отношении президента) он не применяется. Точно так же с партийным законодательством: его снова либерализовали, благодаря чему в России появились десятки партий, о которых никто никогда не слышал. При этом свою партию не может зарегистрировать Алексей Навальный.

«Самая одиозная часть „фильтра“ — это необходимость собрать не просто нужное количество подписей, но и собрать их не менее чем в ¾ муниципалитетов, и в итоге процесс сбора превращается в фарс. Например, в 2015 году для регистрации на выборах губернатора Омской области коммунист Олег Денисенко бился за одну последнюю подпись, ему не хватало одного района. Но при этом, даже если нужное количество районов и подписей набирается, достаточно, чтобы кто-то из депутатов расписался еще и за другого кандидата, чтобы выдвижение опасного оппонента оказалось сорванным», — поясняет механизм Макаркин. 

Эксперт придерживается точки зрения, что какой-то «фильтр» можно оставить, чтобы отсечь самых одиозных, маргинальных кандидатов. К примеру, понятно, что городской сумасшедший или какой-нибудь очевидный экстремист не сможет собрать и 10 депутатских подписей в поддержку своего выдвижения, и этой высоты барьера, по мнению Макаркина, будет вполне достаточно. 

Глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов согласен с тем, что муниципальный фильтр сейчас лишает выборы губернаторов смысла и дискредитирует их. Вопрос в том, не придет ли на смену ему еще что-то гораздо более худшее. Но, кроме того, непонятно, не опоздала ли власть со своими реформами — по крайней мере, неясно, как их подавать широкому избирателю. Запрос на преобразования есть у тех, кто за Путина голосовать уже не склонен в принципе, а вот есть ли такой запрос у лоялистов — тема, еще требующая исследований. 

Идея «муниципального фильтра» была разработана прошлыми кураторами внутренней политики во главе с Вячеславом Володиным. После выборов 2016 года тот стал спикером Госдумы, и на посту его сменил Сергей Кириенко, напоминает руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев. 

По его мнению, со сменой команды во внутриполитическом блоке администрации президента нет психологических барьеров на проведение реформ.

«Зато есть возможность проанализировать реальность и понять, что муниципальный фильтр не принес ничего, кроме вреда для выборов и дискредитации выборов всех уровней. Сейчас главная проблема — это пессимизм и апатия, а разговора о будущем в режиме пессимизма и апатии быть не может. Нужны реформы, которые придадут окружающей политической реальности хоть какие-то живые краски», — считает Кынев, отмечая, что с задачей «расцветить» политику не справилась либерализация партийного законодательства. По мнению эксперта, логично было бы отменить муниципальный фильтр уже в этом году, однако инертность системы оказалась сильнее.

Логичным элементом политической реформы мог бы стать возврат прямых выборов мэров, которые в последние годы повсеместно ликвидировались, добавил в разговоре со Znak.com политолог Алексей Макаркин. Однако в этом вопросе власть, похоже, тоже пока проявляет инертность. Сейчас стремление по инерции направлено на попытку максимально вписать всех в пресловутую «вертикаль».

Вступай в команду взаимопомощи и поддержки
в ООД «ВЕТЕРАНЫ РОССИИ»
необходимо заполнить заявление по указанной ссылке
Наш Telegram-канал «Ветераны России on-line» https://t.me/veteranrossii_online

Контактная информация:
Центральный аппарат
ООД «ВЕТЕРАНЫ РОССИИ»

WhatsApp:
+7(901) 331-0801;
+7(916) 594-5724;
+7(915) 105-5201;

E-mail: vpvr@veteransrussian.ru

1997
Следите за новостями
Подписывайтесь, чтобы быть в курсе новых событий и свежих советов
Подпишитесь в соцсетях: