ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ: ООД «ВЕТЕРАНЫ РОССИИ» ИНИЦИИРУЮТ СОЗДАНИЕ СРО «МИГРАНТ ID»
На сегодняшний день в Российской Федерации всё более становится актуальной проблема миграции. При этом иммиграция совсем не обязательно подразумевает приобретение или смену гражданства для въезжающих в нашу страну. Согласно сведениям МВД РФ, в настоящий момент всего в России проживают 6,6 млн иностранных граждан, из них в Москве и Московской области в совокупности зарегистрировались 1,24 миллиона человек. На втором месте Санкт-Петербург и Ленинградская область - 385,7 тысяч трудовых мигрантов, на третьем - Краснодарский край, 86,2 тысяч человек.
К категории въехавших в Россию мигрантов можно отнести также и тех российских граждан, которые получили гражданство РФ после 2014 года. На конец 2022 года за предыдущие семь лет российское гражданство получили 3 373 097 человек, из них 473 194 – граждане Таджикистана, 169 223 – граждане Узбекистана и 90 859 – граждане Киргизстана. Только за январь – март 2023 года гражданство России получили 106 000 человек, из них 44 000 – этнические таджики и примерно столько же – киргизы, а те же украинцы при таком наплыве смогли оформить лишь 22 000 российских паспортов.
Здесь необходимо отметить, что подавляющее большинство выходцев из Средней Азии, получив гражданство РФ, в отличие от украинских граждан продолжают сохранять гражданство тех стран откуда они родом. Большому числу населения среднеазиатских государств трудовая миграция позволяет порядочно и достойно жить, поэтому мигранты считают свой выезд на работу в Россию делом прибыльным и практичным. Не будет сильным преувеличением сказать, что в настоящий момент трудовые мигранты составляют средний класс государств Средней Азии, способствуя тем самым поддержанию определённой социальной стабильности в этом регионе за счёт сокращение социальных расходов после отъезда эмигрантов на их обучение, медицинские услуги, безопасность и т.д. Также не стоит забывать и гуманитарную составляющую трудовой миграции, которую чаще всего оставляют без внимания, увлекаясь подсчетами экономических потерь и выгод.
Миграция из Средней Азии в Российскую Федерацию носит в подавляющем большинстве функциональный характер именно как трудовая. Так в страны Персидского залива выходцы из среднеазиатских государств не едут по причине процветающей там кафалы - это такая «система опеки» мигрантов. Предоставляя проезд, визу и регистрацию нанятому лицу, местный работодатель, по сути, получает неограниченную власть над приезжим работником, отбирая у него документы и запрещая выезжать за пределы рабочих посёлков. Ещё одной причиной, по которой те же таджикские мигранты не хотят работать в странах Персидского залива, является низкая зарплата мигрантов по сравнению с Россией. Около половины мигрантов, например, в Катаре согласны работать за 400 долларов в месяц, при этом после всех вычетов на руки выходит в среднем по 200–250 долларов США. Страны Залива платят большие деньги только квалифицированным специалистам.
В России же мигранту из Средней Азии, даже с учётом нынешнего валютного курса, платят порядка 800–900 долларов США, а порой и больше. К тому же, как ни парадоксально, но цены на еду в нашей стране ниже не только, чем в странах Персидского залива, но даже чем в том же Таджикистане: в полтора, а то и в два раза – на молоко, сахар и мясо. Если принять во внимание, что средняя зарплата в Таджикистане порядка 140 долларов США, совершенно очевидно, что подавляющее большинство населения находится в очень сложной экономической ситуации.
После принятия на работу иностранного гражданина российский работодатель в течение трех суток должен сообщить об этом в территориальные ведомства, подотчетные Минтруда России и МВД России, но это делают не все, чтобы не платить за них налоги или недоплачивать зарплату. По сведениям Главного управления по вопросам миграции МВД РФ в настоящий момент на территории нашей страны находится порядка 2,5‒3,0 млн нелегально работающих мигрантов, подавляющее большинство которых – выходцы из стран Средней Азии.
Новые трудовые резервы в Российской Федерации ждёт помимо официальных организаций множество структур-«прокладок» из теневого сектора бюрократических услуг. Во-первых, благодаря родственным и дружеским, так сказать горизонтальным, связям внутри своего сообщества сегодня трудовые мигранты едут вслед за кем-то. Попадая в Россию, они приходят в сложившиеся анклавы, в конкретные районы, по заранее условленному адресу. Они общаются в своих закрытых чатах, внутри диаспоры есть свои платные услуги - как найти работу, как устроить ребенка в детсад, получить регистрацию, нанять «своего» адвоката, решить любую проблему. Все это находится в серой зоне вне законодательного поля. Кроме того, существуют официально зарегистрированные общественные организации, консультативно поддерживающие мигрантов, например, организация «Росмигрант» а в Москве она существует при Московском муфтияте, а вообще имеет разветвленную сеть в 25 регионах.
Краеугольный камень миграционной проблемы, вызывающий огромный общественный резонанс, - это знание языка, культуры и традиций. Так по результатам масштабной проверки, проведённой Департаментом образования и науки города Москвы, каждый третий первоклассник в российской столице плохо или вовсе, совсем не говорит по-русски. За последние тридцать лет, прошедшие после развала СССР, в Средней Азии выросло поколение, не знающее русского языка. Там закрываются русскоязычные школы. Хотя уровень национализма и русофобии в этих странах незначительный, но в образовании уже появляются идеи, что семьдесят лет они были колонизированы Россией и, если бы не это, они были бы процветающими странами.
Вместе с тем многие мигранты не спешат отдавать своих детей в российские школы: «Пока Коран наизусть не выучит - в школу не пойдет». В Ульяновской области родители из Средней Азии бойкотировали проведение в школе Нового года, потому что «поклонение дереву - это харам».
Так или иначе трудовые мигранты из Средней Азии, собранные в большом количестве в одном месте, всё больше превращаются для местных жителей в заслуживающую особо внимания проблему. В Москве и Московской области зонами концентрации мигрантов стали рынки «Фуд-сити» на юго-западе и «Садовод» на юго-востоке и, как следствие, этнические анклавы появились в Капотне, Котельниках, Люблино, на Мосрентгене.
Повышают ли они общий криминогенный фон? По объективной статистике в лице заместителя Генерального прокурора РФ Анатолия Разинкина, по итогам 2022 года во всех регионах страны, кроме Северо-Западного, отмечается рост уровня преступности в среде мигрантов на 10%, в том числе особо тяжких преступлений, а количество депортированных по сравнению с 2021 годом увеличилась в два с половиной раза.
За последние два-три года отмечается повышение нетерпимого отношения приехавших трудовых мигрантов к русскому населению, можно видеть, как каждую неделю в социальных сетях они выставляют ролики с проявлениями насилия по отношению к русским. Сегодня, вне всяких сомнений, сложившиеся этнические анклавы уже представляют потенциальную угрозу безопасности. Например, в Москве существуют несколько групп киргизов общей численностью до 25‒30 тысяч человек. При необходимости, в случае конфликта, они в течение нескольких часов через мессенджеры могут собрать в любой точке Москвы несколько тысяч человек.
Еще три года назад в среде мигрантов не было молодежных этнический преступных группировок, а теперь они появились - уличная преступность с мелким хулиганством через пять лет рискует стать взрослой организованной этнической преступностью.
Опыт Котельников и юга Москвы говорит о том, что неконтролируемая миграция представляет потенциальную опасность межнационального конфликта. Опыт Калужской области — что влиять на ситуацию можно и нужно, не запрещая процесс трудовой миграции, а жестко его контролируя и направляя. Осталось только придумать правила этой игры.
В мире есть разные подходы к миграции, организованной и контролируемой самим государством. Некоторые государства проводят сегрегационную политику: например, в Сингапуре трудовых мигрантов селят отдельно, в изолированных районах на окраинах городов, за оградой, чтобы они не смешивались с местным населением, и под строгим контролем полиции. В европейских же странах эту практику назвали «возвратом к апартеиду» и не приветствуют. Правда, практика свободной миграции, или «политика открытых дверей», в той Европе или США в 2015‒2016 годах привела к серьезному миграционному кризису. Например, во Франции практика свободной миграции вызвала непрекращающийся социальный кризис, что показывает полную несостоятельность подобного подхода, поэтому разумные ограничения всё-таки необходимы.
В целях регулирования и контроля рынка по привлечению трудовых мигрантов в Российскую Федерации Общероссийское общественное движение «ВЕТЕРАНЫ РОССИИ» на основании Федерального закона № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» от 01 декабря 2007 года преступает к созданию саморегулируемой организации в виде некоммерческой организации, рабочее название СРО «Мигрант ID».
В данное СРО, помимо ООД «ВЕТЕРАНЫ РОССИИ» в лице МОО «ВЕТЕРАНЫ РОССИИ» и ООО «Московское Агентство судебных Юристов и Экспертов», планируется, что войдут участники данного рынка, включая фирмы-посредники по привлечению трудовых мигрантов и организации-работодатели, а также культурные автономии мигрантов (диаспоры).
После создания СРО «Мигрант ID», по мнению участников ООД «ВЕТЕРАНЫ РОССИИ», могло бы взять на себя регистрацию трудовых мигрантов в информационных системах, учет трудоустроенных работников, обеспечение соответствия трудовых договоров российскому законодательству, предоставление информации заинтересованным государственным органам, обязанность консультировать трудовых мигрантов по теме трудовых прав в РФ, нести ответственность за квалификацию трудовых мигрантов, медицинское обследование трудовых мигрантов проверку запрета на въезд, помощь в подаче заявления на патент, помощь в аренде жилья и другое.
Для учёта трудовых мигрантов СРО «Мигрант ID» собирается выпустить Специальную индивидуальную идентификационную карту трудового мигранта (ID-карту) - официальный документ СРО «Мигрант ID», удостоверяющий личность трудового мигранта и содержащую информацию о держателе ID-карты в текстовом, машиносчитываемом и электронном видах, включая его фотографию, имя, личный номер, образец подписи, биометрическую информацию, записанные в электронном чипе и иные персональные данные, необходимые для контроля каждого конкретного трудового мигранта.
Планируемая к выпуску ID-карта трудового мигранта - это не попытка создания некого технологичного формата дискриминации по национальному признаку, а общественный способ реализации миграционной политики в рамках государственно-частного партнёрства по гражданской ассимиляции и культурной интеграции трудовых мигрантов. Те мигранты, которые не готовы, в силу тех или иных причин, персонально встраиваться в существующий российский социум, должны быть изолированы от нашего общества, так как это несёт, в первую очередь для них, серьёзные правовые риски.
Для императивного контроля трудового мигранта, зарегистрированного в СРО «Мигрант ID», предлагается ввести Систему социального доверия трудовому мигранту. Каждому трудовому мигранту начисляют стартовые 1000 социальных баллов, которые в соответствии с разработанным Кодексом трудового мигранта Российской Федерации постоянно изменяются на основании информации, поступающей от фирм-работодателей, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций. Если рейтинг какого-либо трудового мигранта упал ниже установленного уровня, то СРО «Мигрант ID» инициирует его депортацию за пределы Российской Федерации. Также будут предусмотрены поощрительные бонусы в случае повышения рейтинга трудового мигранта выше установленных изначально 1000 баллов.
В феврале 2023 года губернатор Калужской области Владислав Шапша выступил с инициативой разрешить внесудебное прекращение гражданства РФ, если оно получено на основании фальшивых документов.
«Считаю необходимым максимально упростить процедуру лишения гражданства тех лиц, кто получил его незаконным путем. Провел совещание с силовиками. Нужно проследить путь каждого поддельного сертификата (сертификата о знании русского языка – прим.). Каждый такой сертификат должен стать поводом аннулировать паспорт... Поручил юристам подготовить поправки в федеральный закон, закрепляющие внесудебное прекращение гражданства, если оно получено на основании фальшивых документов», - написал Владислав Шапша в своём своем Telegram-канале.
Если одним из приоритетов миграционной политики государство избирает решение демографических проблем, то не нужно рассматривать мигрантов лишь как неквалифицированную рабочую силу: «приехали, отработали на стройках и пусть уезжают обратно». Как показывает жизнь тенденция обратная: поработав здесь, чтобы прокормить семью там, граждане среднеазиатских государств, бывших республик СССР, стремятся получить российское гражданство и перевезти сюда семью и родственников, поэтому и нужно выполнять гуманитарную миссию - помогать трудовым мигрантам включаться в наше общество. Правда с одной принципиальной поправкой - только тем, кто может и хочет принести конкретную пользу новой родине.
В целях реализации и поддержки инициативы Общероссийского общественного движения "Ветераны России" было направлено обращение в адрес Председателя Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» Сергея Миронова, а также в адрес Мэра Москвы Сергея Собянина и Губернатора Московской области Андрея Воробьева.
В ближайшее время планируется проведение встреч с ректорами юридических ВУЗов города Москвы, на которых будет предложено рассмотреть с научно-практической точки зрения вопрос создания саморегулируемой организации (СРО) «Мигрант ID».
Вступай в команду взаимопомощи и поддержки
в ООД «ВЕТЕРАНЫ РОССИИ»
необходимо заполнить заявление по указанной ссылке
Наш Telegram-канал «Ветераны России on-line» https://t.me/veteranrossii_online
Контактная информация:
Центральный аппарат
ООД «ВЕТЕРАНЫ РОССИИ»
WhatsApp:
+7(901) 331-0801;
+7(916) 594-5724;
+7(915) 105-5201;
E-mail: vpvr@veteransrussian.ru

