107078, Москва, ул. Садовая-Черногрязская, 8, стр.1, оф.218
107078, Москва, ул. Садовая-Черногрязская, 8, стр.1, оф.218
|
|
|
НАВСТРЕЧУ КОНФЕРЕНЦИИ 27 МАЯ 2022Г.

НАВСТРЕЧУ КОНФЕРЕНЦИИ 27 МАЯ 2022Г.

23.05.2022
Новости движения

В.А. Мурзин, директор ЦИП СПЗ ВБД 

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОФОРМЛЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СТАТУСА ВОЕННЫХ СВЯЩЕННИКОВ
содоклад на научно-практической конференции 27 мая 2022 года по теме: «Актуальные проблемы оказания духовной помощи военнослужащим: теория и практика»

Уважаемые товарищи! 

Выражая признательность всем за участие в работе данной конференции особую благодарность хочу сказать Главному клиническому военному госпиталю им. Н.Бурденко в лице его Командования, медицинского музея и Храма при госпитале, Синодальному отделу по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами, Общероссийскому общественному движению «Ветераны России» за поддержку нашей инициативы по проведению данного мероприятия.
Не останавливаясь подробно на целях и основных задачах, а также проблемах обсуждения конференции хочу отметить, что среди них особое место занимает проблема правового оформления и реализации статуса военных священников. 

В настоящее время основными международными и российскими нормативно-правовыми актами, определяющими понятие и правовой статус российских военных священников являются:

Женевская конвенция от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны;

Женевская Конвенция об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 года;

Женевская Конвенция об улучшении участи раненных, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море от 12 августа 1949 года;

Женевская Конвенция об улучшении участи раненных и больных в действующих армиях от 12 августа 1949 года;

Дополнительный протокол от 8 июня 1977 года к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов;

Конституция Российской Федерации;

Законодательство Российской Федерации в рассматриваемой сфере, в том числе:

Наставление по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации" (утв. Министром обороны РФ 08.08.2001);

Приказ Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 мая 2016 года № 225н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел

«Квалификационные характеристики отдельных должностей работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации»;

Положение по организации работы с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации от 24 января 2010 г.;

Положение о военном духовенстве Русской Православной Церкви в Российской Федерации (принято на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25-26 декабря 2013 года).

Анализ этих нормативно-правовых актов, а также нормативно- правовых актов и официально опубликованных материалов в сфере обороны и безопасности, военного строительства, а также деятельности религиозных объединений страны свидетельствует о том, что сегодня под военным духовенством понимается институт военных священников в составе Вооруженных Сил и правоохранительных органов России.

В соответствии с Положением о военном духовенстве Русской Православной Церкви в Российской Федерации (2013 г.) военное духовенство – это священнослужители Русской Православной Церкви, которые на штатной или внештатной основе осуществляют пастырское окормление военнослужащих (служащих) федеральных органов государственной власти, в которых предусмотрена военная и правоохранительная служба1.

В соответствии с Наставлением по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации" духовный персонал – это лица, которые выполняют исключительно религиозные (духовные) функции2.

В плане определения статуса военных священников определенный интерес для научного сообщества, государственных органов власти, ветеранских и религиозных организаций может представлять боевой опыт российского воинства, в том числе и опыт деятельности аппарата Главного военного советника в Афганистане в части организации боевых действий, государственного строительства и управления Вооруженными Силами Афганистана.

1Положение о военном духовенстве Русской Православной Церкви в Российской Федерации. Сайт Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами Русской Православной Церкви. [Электронный ресурс]. URL.: http://pobeda.ru/polozhenie-o-voennom- duhovenstve-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi-v-rossiyskoy-federatsii.html (15.11.2021);

2 Наставление по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации" (утв. Министром обороны РФ 08.08.2001) (вместе с "Правилами применения норм международного гуманитарного   права,   касающихся   опознавания").

Консультант плюс.[Электронный ресурс]/ URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=309311#3V4iDrSCUB3nk1JD1(дата обращения: 10.12.2021); 

С учетом этого, считаю возможным поделиться опытом деятельности своего боевого подразделения – роты Главного военного советника в Афганистане (РС ГВС), разумеется, через призму возможного его учета в сфере деятельности института российских военных священников в современных условиях.

Не вдаваясь подробно в суть и содержание алгоритма действия РС ГВС в Афганистане, считаю возможным отметить следующее.

В чем был секрет боевого успеха и эффективной автономной деятельности в составе афганских вооруженных формирований РС ГВС?

Ответ очень простой - будучи штатным подразделением 40 армии ограниченного контингента советских войск в Афганистане РС ГВС при выполнении своих боевых задач подчинялась только Главному военному советнику в Афганистане. Тем самым удавалось оптимизировать существующие проблемы, связанные с двойным подчинением подразделения 40 армии и аппарату Главного военного советника в Афганистане. Об этом подробно написано автором этой статьи в книге «О деятельности военных советников в Афганистане» (первая часть книги «О военных советниках»).

В современных условиях подобная проблема (двойного подчинения) прослеживается и в процессе правового оформления и реализации института военного духовенства. Решение этой проблемы позволило бы выработать эффективный механизм управления деятельностью военных священников, не создавая конфликтной ситуации в обществе и военной организации государства на религиозной почве, в том числе между государственной властью и властью религиозных объединений (Церкви).

С учетом опыта военно-советнической деятельности в Афганистане, представляется возможным утверждать, что оптимальной формой взаимодействия государства и Церкви в сфере управления религиозной деятельностью военных священников может быть конструкция управления институтом военного духовенства через коллегиальные органы (религиозные советы) религиозных объединений, действующих при Главном военном священнике Службы военных священников и епархиальных архиереях Русской Православной Церкви.

Религиозные советы института военных священников необходимы не только для реализации коллегиального управления деятельностью этого института, но и для оказания оперативной методической и практической помощи военным священникам по основным направлениям их религиозной деятельности. Также совершенно очевидно, что такие религиозные советы должны быть созданы при епархиальных архиереях Русской Православной Церкви, как основной религии российского общества и государства в современных условиях и государствообразующей религии в историческом плане.

При создании и реализации данного механизма управления надо исходить из того, что военные священники должны находиться на штатных должностях военнослужащих или гражданского персонала воинских частей, соединений и т.д., но с подчинением Службе военных священников по вопросам своей религиозной деятельности. Правовой основой их деятельности должны быть не только нормы российского законодательства, но и церковно-правовые нормы и подписанные на их основе соглашения с органами исполнительной власти страны по вопросам оказания духовной помощи военнослужащим, правового положения и деятельности института военных священников.

Управление деятельностью военных священников должно осуществляться на основании Соглашения между Председателем Правительства Российской Федерации и главами религиозных объединений (далее – Соглашение о религиозной деятельности) по следующим направлениям религиозной деятельности:

-реализация конституционных прав военнослужащих на свободу вероисповедания;

-осуществление       богослужений и религиозных обрядов с военнослужащими в мирное и военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах;

-пастырское окормление и духовно-просветительская работа среди военнослужащих;

-консультирование командования воинских частей и подразделений по религиозным вопросам;

-строительство и содержание воинских храмовых комплексов и других мест удовлетворения религиозных потребностей военнослужащих. 

Соглашение о религиозной деятельности должно содержать вопросы военно-политического, правового, финансового, материально-технического и информационного обеспечения деятельности Службы военных священников. Порядок удовлетворения религиозных потребностей личного состава правоохранительных органов гражданскими      священнослужителями религиозных объединений должен   определяться соглашениями о религиозной деятельности между руководителями федеральных органов исполнительной власти, где предусмотрена правоохранительная служба, и главами религиозных объединений.

Служба военных священников должна иметь статус федерального органа исполнительной власти при Правительстве Российской Федерации.

Структурными (региональными) подразделениями Службы военных священников должны быть отделы по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными при епархиальных архиереях и Главном военном священнике с функциями координации деятельности религиозных объединений, оказания методической и практической помощи военным священникам и т.д.

В целом, в службу военных священников должны входить военные священники (первичное звено), благочинные соединений, объединений (промежуточное звено), отделы по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами (органы управления) при епархиальных архиереях РПЦ и Религиозный Совет при Главном военном священнике Службы военных священников.

Религиозный Совет должен иметь статус совещательного органа при Председателе Правительства Российской Федерации с исполнительно- распорядительными полномочиями Председателя Религиозного Совета (Главного военного священника) для организации управления институтом военного духовенства.

Количественный состав Службы военных священников должен формироваться из расчета один военный священник на одну тысячу верующих военнослужащих соответствующей конфессии. Положение о Службе военных священников и Религиозном Совете должно утверждаться Председателем Правительства Российской Федерации.

При такой структуре Службы военных священников оптимальным является управление деятельностью военных священников воинских частей (первичным звеном) через епархиальных архиереев (на территории Епархий, которых дислоцируются эти воинские части), благочинных и высших духовных лиц (по направлениям религиозной деятельности) Религиозного Совета. Руководить Службой военных священников и Религиозным Советом должен Главный военный священник, избираемый на заседании Религиозного Совета сроком на 5 лет.

Благочинные (соединений, объединений) должны быть связывающим (промежуточным) звеном между военными священниками воинских частей и высшими духовными лицами Религиозного Совета Службы военных священников. Благочинные и высшие духовные лица Службы военных священников должны иметь статус военных священников.

Совершенно очевидно, что реализация этого алгоритма управления возможна только через законодательное обеспечение оформления и реализации статуса военных священников. Необходимо принять Федеральный закон, который в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами определил бы основы государственного управления деятельностью военных священников, а также их правовой статус.

При этом права, обязанности и ответственность военных священников должны определяться не только федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, но и нормативно-правовыми актами религиозных объединений.

Представляется, что для реализации упомянутого выше алгоритма управления необходимо исходить из того, что военные священники – это уполномоченные религиозными объединениями на религиозную деятельность лица, имеющие статус военнослужащих или гражданских работников в составе воинских формирований с прямым их подчинением институту военного духовенства в лице Службы военных священников.

При этом под религиозной деятельностью необходимо понимать совершение богослужений и религиозных обрядов, пастырское окормление и религиозное просвещение лиц, проходящих военную службу, гражданских работников (в период нахождения за пределами страны в составе воинских формирований) и членов их семей, а также консультирование командования по религиозным вопросам.

Акцентирую внимание на то, что духовная помощь должна оказываться в первую очередь военнослужащим, проходящим военную службу по призыву. Они люди служивые, исполняющие (выполняющие) почетную воинскую обязанность и гражданский долг по защите Отечества посредством прохождения военной службы. За уклонение от военной службы предусмотрена юридическая ответственность. Лица, проходящие военную службу по контракту, а также гражданский персонал воинских формирований имеют возможность удовлетворять свои духовно- нравственные (религиозные) потребности во внеслужебное, личное время и т.д. А военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, в соответствии с законодательством, постоянно находится на военной службе, и у него нет внеслужебного времени для удовлетворения своих духовно- нравственных (религиозных) потребностей. Законодатель установил и детально прописал в соответствующих нормативно-правовых актах в сфере обороны и безопасности порядок прохождения военной службы по призыву в соответствующих органах исполнительной власти. Законодателю необходимо прописать и порядок оказания духовной помощи военнослужащим, проходящим службу по призыву, с учетом современных реалий. Разумеется, оказывая духовную помощь военнослужащим, проходящим службу по призыву, военные священники не оставят без пастырского внимания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, гражданский персонал и членов семей, упомянутых категорий граждан. Военные священники по праву являются главным звеном в рассмотренной выше системе управления институтом военного духовенства. Поэтому они должны иметь специальный правовой статус. А это предполагает, что военные священники должны обладать правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, дополнительными правами и обязанностями, установленными федеральными конституционными законами, федеральными законами и нормативно- правовыми актами религиозных объединений.

Особенности статуса военных священников, проходящих военную службу или осуществляющих трудовую деятельность в военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах необходимо урегулировать отдельным (специальным) федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

С учетом сложившейся правоприменительной практики, требований российского законодательства и церковно-правовых норм религиозных объединений в сфере оказания духовной помощи военнослужащим, права и обязанности военных священников могут быть изложены в федеральном законе с учетом следующих положений.

Военный священник обязан:

-знать и выполнять положения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и других нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам свободы совести, вероисповедания военнослужащих, а также положения Соглашения о религиозной деятельности;

-основывать свою деятельность на Священном Писании, учении Православной Церкви, церковных канонах, с учетом традиций российского воинства;

-совершать богослужения и религиозные обряды, в том числе требы по просьбе военнослужащих, в установленное командиром воинской части время;

-основное внимание уделять пастырской, духовно-просветительской работе среди военнослужащих;

-участвовать в воинских ритуалах, церемониях и других торжественных воинских мероприятиях;

-оказывать необходимую пастырскую поддержку больным и раненным военнослужащим, а также лицам, оказавшимся в тяжелых жизненных ситуациях;

-принимать участие в организации и проведении церковного погребения военнослужащих, их церковное поминовение, содействовать поддержанию в надлежащем состоянии мест воинских погребений;

-консультировать командование воинских частей и подразделений по религиозным вопросам;

-соблюдать воинскую (трудовую) дисциплину и требования действующего российского законодательства по защите государственной тайны.

Военный священник также (по возможностим) должен:

-содействовать командованию в проведении мероприятий по укреплению единоначалия, правопорядка, воинской дисциплины, профилактике нарушений, неуставных правил взаимоотношений, пьянства, наркомании и других негативных проявлений среди военнослужащих;

-оказывать помощь командованию в поддержании мира и согласия между военнослужащими различного вероисповедания, предотвращении межнациональной и межрелигиозной неприязни, помогать командованию в урегулировании конфликтных ситуаций;

-оказывать содействие военнослужащим других вероисповеданий в реализации их конституционного права на свободу вероисповедания.

По всем вопросам организации своей религиозной деятельности, в том числе при возникновении конфликтных ситуаций, военный священник должен иметь право обратиться за методической и практической помощью к своему епархиальному архиерею (межконфессиональный совет).

В соответствии со специальными правами военные священники должны иметь право не раскрывать конфиденциальную информацию, полученную во время исповеди военнослужащих.

Военные священники не должны иметь право на хранение, ношение, применение и использование оружия.

Военным священникам необходимо выдавать документы, удостоверяющие их личность, гражданство и их правовое положение. Порядок выдачи военным священникам указанных документов и финансирования мероприятий, связанных с их выдачей, должен определяется Правительством Российской Федерации.

В социальном плане военные священники должны быть защищены военным и трудовым законодательством на уровне военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на офицерских должностях. При этом федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и религиозные объединения должны иметь право устанавливать в пределах своих полномочий дополнительные социальные гарантии и компенсации военным священникам и членам их семей.

Военные священники должны нести все виды юридической ответственности на общих основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом, военные священники не должны нести юридическую ответственность за отказ в предоставлении третьим лицам конфиденциальной информации, полученной во время исповеди военнослужащих.

Актуальными являются вопросы подбора кандидатов на должности военных священников с учетом предъявляемых к ним требований. Все это должно найти отражение и в законодательном акте о военных священниках.

Анализ научных публикаций и правоприменительной практики в рассматриваемой сфере свидетельствует о том, что военными священниками должны быть граждане, проходящие военную службу по контракту на офицерских должностях, а также гражданские работники старше 30 лет, уполномоченные на религиозную деятельность соответствующими религиозными объединениями. Предельный возраст пребывания на должности военного священника должен составлять 65 лет.

Порядок предоставления гражданам полномочий на религиозную деятельность должен быть определен в соответствии с внутренними документами религиозных объединений.

По мнению автора, право на религиозную деятельность должны иметь граждане Российской Федерации (союзного государства), имеющие высшее богословское образование и опыт духовного служения не менее 3 лет, годные по состоянию здоровья к прохождению военной службы. Право на религиозную деятельность должно быть предоставлено также гражданам Российской Федерации (союзного государства), имеющим высшее светское образование (по специальности «теология») после прохождения профессиональной переподготовки и получения опыта духовного служения (не менее трех лет). При таком подходе расширяется круг лиц, имеющих право на религиозную деятельность в военной организации государства.

В основной своей массе военные священники должны проходить военную службу по контракту. Но право на религиозную деятельность в военной организации государства должны иметь и гражданские лица из числа священнослужителей религиозных объединений страны.

Реализация этих положений предполагает, что военные священники из числа военнослужащих будут проходить военную службу по контракту в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", а военные священники из числа гражданских работников будут осуществлять свою трудовую деятельность в соответствии с трудовым законодательством. Соответственно, граждане будут приобретать статус военных священников с началом военной службы (трудовой деятельности) и утратят его с окончанием военной службы (трудовой деятельности).

Контракт о прохождении военной службы (трудовой договор) целесообразно заключать с кандидатом на должность военного священника после прохождения специальной подготовки (профессиональной переподготовки) по результатам положительной аттестации. Специальная подготовка кандидатов на должности военных священников из числа лиц, уполномоченных религиозным объединением на религиозную деятельность, должна осуществляться в учебных центрах федеральных органов исполнительной власти, где законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, по программам повышения квалификации военнослужащих. От прохождения специальной подготовки целесообразно освобождать лиц, проходивших военную службу или военные сборы.

Лица, уполномоченные религиозными объединениями на религиозную деятельность, до назначения на должности военных священников - в период прохождения специальной подготовки, должны иметь статус военнослужащих в рамках обеспечения их социально-правовой защиты (в случае их гибели, получения военной травмы и т.д.).

После достижения предельного возраста пребывания на должности военного священника им должна быть предоставлена возможность заключения срочного трудового договора на определенный срок или гражданско-правового договора. Разумеется, по результатам положительного медицинского заключения на трудовую деятельность.

Кандидаты на должности военных священников из числа лиц, имеющих высшее светское образование, должны пройти профессиональную переподготовку по образовательным программам духовных образовательных организаций для подготовки служителей и религиозного персонала религиозных организаций.

В целом, анализ правоприменительной практики и нормативно- правовых актов государства и религиозных объединений в рассматриваемой сфере свидетельствует о том, что данные положения возможно (целесообразно) учесть при подготовке соответствующего нормативно- правового акта по правовому статусу военных священников.

Перечень прав и обязанностей военных священников не ограничивается только указанными выше положениями, выработанными в ходе научного исследования по проблемам духовно-нравственного обеспечения статуса защитников отечества, правового оформления и реализации статуса военных священников в современных условиях. Круг вопросов, решаемых военными священниками, намного шире и варианты управления их деятельностью возможны иные. 

Спасибо за внимание. 

Ссылка на видео в Ютуб: https://youtu.be/FskVOjg3-hk 

 

Вступай в команду взаимопомощи и поддержки
в ООД «ВЕТЕРАНЫ РОССИИ»
необходимо заполнить заявление по указанной ссылке
Наш Telegram-канал «Ветераны России on-line» https://t.me/veteranrossii_online

Контактная информация:
Центральный аппарат
ООД «ВЕТЕРАНЫ РОССИИ»

WhatsApp:
+7(901) 331-0801;
+7(916) 594-5724;
+7(915) 105-5201;

E-mail: vpvr@veteransrussian.ru

820
Следите за новостями
Подписывайтесь, чтобы быть в курсе новых событий и свежих советов
Подпишитесь в соцсетях: