101000, Москва, ул. Мясницкая 46, стр. 1, оф. 413
101000, Москва, ул. Мясницкая 46, стр. 1, оф. 413
"ВЕТЕРАНЫ ОТЕЧЕСТВА" Межрегиональная общественная организация содействия и помощи ветеранам
|
|
|
КОНСТАНТИН БОГОМОЛОВ, И ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ…

КОНСТАНТИН БОГОМОЛОВ, И ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ ТЕАТРОМ?

12.11.2019
Новости движения

6 ноября 2019 года во Дворце на Яузе (бывший ДК МЭЛЗ), где в этом сезоне «квартирует» Театр на Малой Бронной, показали новый спектакль режиссера Максима Диденко по одноименному роману Владимира Сорокина «Норма», который стал первой премьерой возглавившего этот театр Константина Богомолова. До этого дебютный роман Владимира Сорокина «Норма», писавшийся с 1979-го по 1984 год, на театральной сцене никогда не ставился.

Роман состоит из 8 частей, помимо вступления и заключения. Все части данного романа имеют свой сюжет и действующих лиц. Складывается впечатление, что это совершенно несвязанные между собой эпизоды. С первого взгляда может показаться, что не случится ничего страшного, если все части романа поменять местами или вовсе убрать несколько из них. Временные рамки включают события, которые описывают 30е – 70е годы. В тексте очень много содержится грамматически неправильных выражений. Конечно, можно попытаться вникнуть, понять принцип и смысл написания таких разрозненных кусков.

Начало романа разворачивается в эпоху андроповских чисток среди советской и партийной номенклатуры. В прологе сотрудник КГБ при обыске в квартире диссидента Бориса Гусева - подразумевается сам Владимир Сорокин - изымает наряду с «Архипелагом ГУЛАГ» Александра Солженицына ещё одну запрещённую рукопись, озаглавленную как «Норма». В здании на Лубянке рукопись передают вверх по инстанциям и, в конечном счете, отдают молчаливому школьнику лет тринадцати. Рукопись состоит из восьми связанных между собой частей.

Первая часть, собранная из 31 бытовой сценки, повествует о жизни простых советских людей: рабочих, чиновников, инженеров, воспитателей детских садов, учителей, художников, профессоров, люмпенизированных низов общества. Все они в течение дня поедают «норму» - порцию спрессованных фабричным способом человеческих фекалий. Поедание «нормы» воспринимается как неизбежный и обязательный долг, от которого никто не уклоняется, хотя этот процесс явно неприятен для большинства персонажей. «Норму» пытаются готовить, смешивать с пищей, опрыскивать одеколоном. Дети недоумевают, почему взрослые «едят какашки», на что родители им отвечают, что понимание важности этого ритуала приходит с возрастом. Лишь некий гражданин Куперман тайком выбрасывает «норму» в реку, о чем добропорядочные прохожие испуганно сообщают в правоохранительные органы, как о преступлении. Да и уголовник Заяц, находящийся вне закона, брезгливо выкидывает «норму» убитого им таксиста.

В эпилоге романа происходит арест самиздатовского писателя Гусева, изымают его неопубликованный роман, читателем которого является подросток, им-то и вынесен окончательный приговор главному герою Гусеву.

Роман Владимира Сорокина «Норма» - достаточно своеобразное произведение, оправданием появления которого может лишь служить некая попытка выработки автором в литературной эпатажной форме иммунитета, способного спокойно воспринять весь существовавший порой абсурд времён развитого социализма. Идейная основа – это категорическое неприятие существующих нравственных норм социализма в СССР, которые люди, по мнению Владимира Сорокина, познают изо дня в день. В этом произведении прослеживается стиль, характерный для всей сорокинской прозы: ироничный, с натуралистичным описанием извращений и непотребств. Владимир Сорокин написал свой роман «Норма», чтобы, как ему тогда казалось, не терпеть тоталитарные ужасы коммунистического режима.

Критик Вячеслав Курицын отмечает, что «в поисках зон, свободных от смыслов, Сорокин много внимания уделяет испражнениям, как самой несемантизированной универсалии - в книге «Норма» говно это говно, а не символ чего бы то ни было».

Состоявшаяся премьера Театра на Малой Бронной по роману Владимира Сорокина «Норма» с новым художественным руководителем Константином Богомоловым, на которую пришла чуть ли не «вся Москва», закончилась недовольствами зрителей в зале и пикетом возле здания Дворца на Яузе.

Как рассказали зрители на своих страницах в социальных сетях, реакция зрительного зала была неоднозначной. В первую очередь людей возмутила нецензурная брань, неоднократно звучавших со сцены. Во-вторых, во время спектакля, в одной из сцен, где персонажи едят «норму» - человеческие фекалии, несколько зрителей громко и открыто возмутились, в результате в антракте художественный руководитель Театра на Малой Бронной Константин Богомолов был вынужден объясняться с негодующими, мол, они не поняли контекста и к сцене поедания фекалий надо отнестись с иронией. Однако зрители не хотели его слушать и вызвали полицию, справедливо посчитав данную постановку позором для нашей страны.

Если вернуться к самой постановке, то три часа публика в зале откровенно скучала. Немудрено, литературной основе – роману Владимира Сорокина «Норма» - довольно трудно найти адекватное, а главное интересное сценическое воплощение. Да и сколько можно рассказывать про диссидентов, аресты и несвободу советской действительности, даже если фокус проблемы стараниями режиссёра смещен в наши дни. Не говоря уже о том, что тема фекалий на сцене давно устарела.

Дворец на Яузе (бывший ДК МЭЛЗ) на метро «Электрозаводская», где 60 лет назад, во времена СССР Эльдар Рязанов снимал «Карнавальную ночь» и где проходили первые КВНы, и куда сейчас из-за ремонта переехал Театр на Малой Бронной - модная нынче прокатная площадка, место притяжения гламурной российской тусовки.

Ильдар Резяпов, Председатель Партии ветеранов России:

«Сегодня современный российский театр рассматривается, в первую очередь, как часть индустрии развлечений, как некий «аттракцион» для интеллектуалов. С другой, театр, как и современное искусство в целом, активно вовлекается в общественно-политическую повестку, становясь рупором определенных либеральных идей и инструментом антинациональной пропаганды. Так, что не удивительно, что зачастую любые размышления на тему истории СССР современный российский театр предпочитает сводить либо к пирамиде на параде физкультурников, либо к ГУЛАГу. Революция, советская власть, построение коммунизма, тоталитаризм - все это осмысляется лишь как-то внешне и крайне поверхностно. Видимо, чтобы вскрыть и показать изнутри советское общество, понять психологию людей, решивших строить всеобщее счастье, современные молодые режиссёры и продюсеры просто не готовы.

В связи с постановкой режиссёра Максима Диденко по роману Владимира Сорокина «Норма», я хочу спросить художественного руководителя Театра на Малой Бронной Богомолова – уважаемый Константин Юрьевич, и это называется российским театром, тем более финансируемым из государственного бюджета?

Ваша постановка - высокомерный, дешевый снобизм, где Вы откровенно считаете своих зрителей быдлом. Вы искренне полагаете, что эта Ваша извращенная «творческая отрыжка» является искусством?

Настоящее искусство, даже рассказывая о безобразном, само не может быть безобразным, а тем более глумиться над своим зрителем».

Председатель Партии ветеранов России Ильдар Резяпов, в связи с постановкой Театром на Малой Бронной спектакля «Норма», официально обратился в адрес Министра культуры Российской Федерации Владимира Мединского с просьбой дать свою оценку спектаклю «Норма» Театра на Малой Бронной, с требованием о лишении всех видов государственного финансирования спектакля «Норма» Театра на Малой Бронной, а также разработки Министерством культуры Российской Федерации критериев и норм государственного финансирования театральных спектаклей и постановок.

Кроме того, в данной связи Председатель Партии ветеранов России Ильдар Резяпов официально обратился в адрес Генерального прокурора РФ Юрия Чайки и Председателя Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина с требованием о возбуждении уголовного дела в отношении художественного руководителя Театра на Малой Бронной Константина Богомолова по факту разжигании межнациональной розни и оскорблении чувств верующих, содержащихся в спектакле «Норма» данного театра.

Контактная информация для журналистов:

Центральный аппарат Партии

Тел.: +7(910)009-0427,

+7(915)105-5201,

e-mail: vpvr@veteransrussian.ru

www.veteransrussian.ru

Вступай в команду взаимопомощи и поддержки
в ООД «ВЕТЕРАНЫ РОССИИ»
необходимо заполнить заявление по указанной ссылке
Наш Telegram-канал «Ветераны России on-line» https://t.me/veteranrossii_online

Контактная информация:
Центральный аппарат
ООД «ВЕТЕРАНЫ РОССИИ»

WhatsApp:
+7(901) 331-0801;
+7(916) 594-5724;
+7(915) 105-5201;

E-mail: vpvr@veteransrussian.ru

2959
Следите за новостями
Подписывайтесь, чтобы быть в курсе новых событий и свежих советов
Подпишитесь в соцсетях: