ПАРТИЯ ВЕТЕРАНОВ РОССИИ

Ветераны России, объединяйтесь!

Наболевшее

Видеоматериалы


НАШИ СОЮЗНИКИ

КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ ВОИНОВ - ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТОВ

Союз казаков-воинов России и Зарубежья


Региональная общественная организация "Гражданско-правовой центр"


ФОНД СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНВАЛИДОВ, ВЕТЕРАНОВ И УЧАСТНИКОВ ВОЙН


ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО



ВРЕМЯ СИЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ!

12 декабря 2018 года исполнилось 25 лет со дня всенародного принятия действующей Конституции Российской Федерации, согласно 7-ой статьи которой, наша страна – «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В конституционно-правовом смысле закрепление в Конституции нормы о социальном государстве означает, что Россия, как государство, принимает на себя значительные социальные обязательства, придает государственной политике социальную направленность, ставя, таким образом, на первое место в общей системе ценностей российского государства Человека.

В современной политологии чёткого, научно обоснованного, разделения на социальные и несоциальные государства не существует. Подавляющее большинство стран на планете имеют рыночную экономику, ряд из них в своё время отказался от социалистического пути развития. Сегодня можно судить лишь об уровне социального развития того или иного государства, а не об принципиальных идеологических различиях. В то же время с высокой степенью точности страны можно разделить на демократические и авторитарные государства, что тоже важно, так как большинство политологов считают демократию основным признаком социального государства.

В 1991 году тогдашняя политическая элита России с бешеным энтузиазмом и радостным улюлюканьем, очернила и выбросила «на свалку истории» все идеалы Союза Советских Социалистических Республик, взяв в качестве единственного стратегического ориентира идеологию Запада. Один известный политик, на вопрос журналиста, «Как Вы будете создавать новое государство», ответил, «Это не наша задача, наша задача все разрушить».

С этой задачей они справились отлично: разрушена система бесплатного здравоохранения и образования, пенсионного и социального обеспечения, разрушены заводы и фабрики, уничтожены колхозы и совхозы, уничтожено все, что составляло силу и могущество нашего когда-то великого государства. Россия стала сырьевым придатком международной бизнес-элиты. С того момента вместо поступательного цивилизационного движения вперёд, наше государство топчется на месте, всё больше погружаясь во внутренний системный кризис во всех аспектах жизнедеятельности и жизнеобеспечения.

Реальная экономика практически не развивается, государственные корпорации до сих пор так и не стали «локомотивами» инновационного и технологического прорыва. Малый и средний бизнес фактически постоянно находятся на грани выживания, не растет доля фермерских предприятий в сельском хозяйстве, а экономикой в стране правит спекулятивный финансовый капитал. Отсутствие роста экономики вызывает острую нехватку современных высококвалифицированных рабочих мест, что ведёт к скрытой безработице, которую экономический блок правительства кокетливо называет «самозанятостью».

Вопреки декларациям и обещаниям власти, происходит обвальное сокращение социальных гарантий наших граждан. Снижается уровень жизни по всем критериям, падает качество жизни. С каждым днем повышаются цены на товары и услуги, растёт скрытая инфляция, падает покупательная способность рубля. Население стремительно беднеет, люди боятся старости, поскольку на пенсию прожить не реально.

Сегодня экономический и человеческий потенциалы в нашей стране используются крайне неэффективно.

Теоретически системные ограничения капитализма стали понятны уже в XIX веке, что блестяще раскрыли в своих работах Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Развивая мысль о дальнейшей концентрации капитала, они в своих работах показали, что, именно, государство может стать крупнейшим, по сути единственным, собственником всего совокупного национального капитала – «главным капиталистом». И. как следствие, при справедливом распределении валового национального продукта (ВПП) возникает новая модель социальных отношений, более прогрессивная, на их взгляд, чем при классическом капитализме.

Если капитализм является по-настоящему прогрессивной идеологией общественного развития по отношению к феодализму, то коммунизм, в своей содержательной сущности есть ничто иное, как критика капитализма. Антитезис, всего лишь, в диалектическом понимании Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, поэтому коммунизм (социал-демократия в её различных проявлениях) так и не стал в историческом плане по-настоящему прогрессивной теорией общественного развития.

В то же время и существующие понимания капитала, цены и прибавочной стоимости также исторически исчерпали себя и уже не являются стимулами глобального развития. В целом существующая структура труда – это наследие эпохи индустриального развития человечества, современное понимание труда оторвано от понимания эквивалентности его оплаты. Постиндустриальное и информационное общество, как формы общественного развития, не удалось обосновать в теоретическом плане по причине отсутствия понимания роли человека в цивилизационном прогрессе. Очевидно, что именно человек, его духовное, интеллектуальное и физическое развитие, выходят на передний план в вопросах будущего нашей цивилизации. Человеческий капитал, в основе которого, прежде всего, лежит интеллект, и будет определять вектор глобального развития.

После двух мировых войн во второй половине ХХ века, несмотря на существовавшие тогда идеологические разногласия между СССР и США, в умах многих людей начало формироваться осознание необходимости единства современного мира. В работах ряда авторов, всё чаще звучали призывы покончить с «холодной войной» и начать конструктивный диалог между странами Запада и социалистическим лагерем, о создании единой цивилизационной модели с резким ограничением милитаризации.

Классический капитализм под воздействием коммунистических идей в XIX-XX вв. в процессе своего развития претерпел очень много изменений, приобретя много сторон, о которых говорили идеологи построения социализма. «Общество всеобщего благосостояния» было «ситуативным оружием» мирового капитализма для борьбы с СССР, так как противостояние с социалистическим лагерем вынуждало капиталистов улучшать условия жизни рабочих и служащих, дабы снизить вероятность революционных выступлений и ослабить социальную базу местных коммунистических (социалистических) партий. Лишившись в лице СССР и стран социалистического лагеря геополитического соперника, у Запада исчезла сама надобность в содержании дорогостоящего «общества всеобщего благосостояния», ради которого нужно было влезать в долги, которые, как оказалось, практически невозможно отдать, делиться с обществом частью прибыли, которой сегодня при желании уже можно и не делиться.

Сегодня мы всё явственней видим, что западная модель социального государства в очевидном кризисе, и мы всё больше можем наблюдать, буквально из первых рядов, как крошится и рушится давний либеральный миф о том, что «настоящий социализм был построен на Западе».

Рост неравенства доходов населения, происходящий во многих странах мира, всё больше препятствует их социально-экономическому развитию. Многие современные зарубежные учёные, такие, например, как М.Фридман, Т.Пикетти, П.Таунсенд, П. Кругман, Дж. Стиглиц и ряд других, полагают, что только радикальное сокращение социального неравенства способно оживить экономический рост как развитых, так и в развивающихся странах.

В то же время многие моменты, являющиеся программными для социализма, не были реализованы на практике в СССР и других социалистических странах. Так, например, жизненный уровень в 80-х годах прошлого столетия в странах социализма был гораздо ниже, чем в развитых капиталистических странах, а уровень милитаризации экономики – гораздо выше. Но, как показывает мировой исторический опыт, объединив достоинства капитализма и преимущества социализма, можно выйти на новые горизонты научно-технического развития и социального обеспечения, к выравниванию доходов у разных слоев населения, к расширению сферы духовных и культурных потребностей, к повышению уровня образования, к новым формам кредитно-финансовых отношений, к подлинно народным предприятиям.

По существу, такая цивилизационная модель общества – социальное государство XXI века - по своему содержанию приближается к коммунистическим и религиозным идеалам, но с сохранением института частной собственности, где глобальным стимулом развития должен стать сам Человек или, другими словами, Жизнь, бесконечность Жизни и практическое бессмертие Человека, высочайшая Духовность на базе безграничного Интеллекта. Где высший смысл Труда – в бесконечном творчестве, что и даст поминание для человека удовлетворённостью своей жизнью, признание и оценка со стороны общества станет основой ценности Труда, а не абстрактная приведённая стоимость к неким денежным эквивалентам. Где, с одной стороны, Суверенитет Личности является абсолютным, с другой стороны, он добровольно ограничен в пользу Высшей государственной власти на базе дальнейшего развития идей коллективизма и общественного контроля на всех уровнях управления государством.

Формирование социального государства в нашей стране находится на самом раннем, можно сказать, начальном этапе. Процесс формирования Российской Федерации, как социального государства, идёт трудно, противоречиво, с немалыми издержками. Практическая деятельность по реализации принципов социального государства только лишь разворачивается.

В нашем обществе, в том числе и в отечественной научной среде, до сих пор не сложилось единого мнения относительно основных признаков и приоритетов социального государства. Зато всё чаще принимаются «рационализаторские предложения» типа того, что надо увеличить пенсионный возраст, а вот предложения о введении такого института, как конфискация богатства, нажитого преступным путем, или введение прогрессивного подоходного налога встречают мощное сопротивление.

Нашим политикам и учёным еще предстоит определиться, где та черта, за которой российское государство может считаться истинно социальным, но, тем не менее, многие базовые признаки социального государства уже устоялись и представлены в виде принятых федеральных законов в социальной сфере. Хотя, если брать в целом, нынешняя социальная политика пока не еще отличается достаточной чёткостью, перспективной направленностью и прочностью правовой базы. В ней немало еще декларативного, конъюнктурно-популистского, стратегически слабо продуманного.

Большинство российских ученых, в том числе из среды самых авторитетных социологов и юристов, представляют сущность социального государства сквозь призму социал-демократического (коммунистического) правового и нравственного императива, и на этой основе определяют его специфическую роль. При этом подчеркивают, что речь не идет об абсолютном праве человека на социальные блага, гарантирующие его безбедное и достойное существование, а только об обязательствах государства всемерно содействовать решению социально-бытовых проблем каждого, кто честно живет и честно трудится, но сам по тем или иным объективным причинам эти проблемы решить не в состоянии. Социальное государство «берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии граждан и их социальной защищенности», оно как бы исправляет формализм «свободы» и «равенства», помогая бедным и непредприимчивым.

Социальный патернализм СССР сегодня у большого количества наших сограждан, к сожалению, выродился в частенько существующее социальное иждивенчество, социальную лень. Если мы, как нация, хотим ставить перед собой амбициозные задачи, то необходимо, чтобы существующая социальная апатия превратилась в понимание чести и достоинства Человека Труда, человека общественно полезного, человека социально активного, человека творца современной истории. Пропаганда этих ценностей - это задача, которую должна поставить перед деятелями культуры и средств массовой информации политическая система страны.

Политическая партия «ПАРТИЯ ВЕТЕРАНОВ РОССИИ» крайне обеспокоена существующим диссонансом между довольно большими вложениями с социальную сферу со стороны государства и падающим качеством социального обслуживания и уровнем жизни населения. Очевидно, что существующая социальная политика не до конца учитывает реальные потребности населения, так как власть предпочитает в большей степени вкладывать средства в социальную инфраструктуру. Инфраструктура, конечно, крайне необходима, но важен и разумный баланс в социальной политике государства.

Государство, государственные корпорации и крупные частные кампании, различные фонды, к сожалению, пока ведут несогласованную социальную политику, результатом которой, в целом, становиться неудовлетворённость населения, непрозрачность социальных расходов, а порой даже бессмысленная расточительность на весьма сомнительные цели. При этом сама социальная система постоянно страдает от недофинансирования и невозможности человеку – гражданину России, в полной мере реализовать свой потенциал в обществе.

Существующая идеология экономического развития в современной России ведёт всё больше к концентрации капитала, тем самым фактически исключая частную инициативу и выбрасывая на обочину людей, которые по тем или иным причинам не могут или не хотят принять предложенные правила общественного развития в нашей стране. В этих условия возможность проявить себя человеку через общественные и социальные институты, через социально ответственную экономику является несомненным благом, и, пожалуй, единственным реальным драйвером развития современной российской экономики, зашедшей в настоящее время в очевидный системный тупик.

Определение разумного баланса в социальной политике государства через создание механизмов вовлечения активных людей в процесс социально-экономического развития нашего общества является ключевой задачей деятельности Партии ветеранов России.

Сбалансированная социальная политика – это, на сегодняшний день, непосильная задача для российского чиновника, что отчётливо показала современная история развития нашей социальной системы. Социальная политика должна рождаться в глубине народной, постепенно конкретизируясь через общественные механизмы, и в дальнейшем уже доходить до исполнительной власти виде конкретного социального заказа, согласованного плана реализации этого заказа, как формы народной стратегии. Активное вовлечение людей на всех этапах формирования и реализации позволит не только сбалансировать социальную политику, но и наполнит её реальным экономическим смыслом.

Социальная государственная политика - не услуга и не милость властей, а прямая обязанность государства. Государство и экономика существуют для людей, а не наоборот. Пора переходить от практики «затыкания дыр» и нивелирования социальной напряжённости к полноценному стратегическому планированию будущего нашей великой страны, в которой каждый будет видеть своё место и свою роль в обществе. Пока не будет комплексной социальной политики государства, ориентированной на заказчика в лице общества и направленной в будущее, все усилия и ресурсы государства, направленные на социальную сферу, будут мало эффективны.

Повышение эффективности социальной политики, решение существующих проблем и новых задач в социальной сфере зависит не только от объемов выделяемых государством ресурсов, но, уже в большей степени, от рационального использования этих средств, рачительного отношения к социальным деньгам, общественного контроля по их использованию. Речь идет об активном участии в реализации социальной политики гражданского общества.

Каждое государственно-управленческое решение социального государства, каждый принимаемый закон или подзаконный акт носит правовой характер. Это означает, что в условиях правовой системы такого государства нормативные правовые акты не только принимаются соответствующими компетентными органами, не только принимаются в соответствии с установленными процессуальными нормами и процедурами и не противоречат Конституции и другим нормативно-правовым актам, но самое главное, – максимально соответствуют представлениям общества о законности и социальной справедливости. Не бывает социальной справедливости, если принимаемые управленческие решения не прошли соответствующую экспертизу, как говорит Президент России Владимир Путин, «на социальную пригодность».

Эффективность социальной политики должна оцениваться степенью удовлетворенности граждан, их оценкой уровня социальной справедливости и «качества жизни». Круг проблем, связанных с качеством жизни, уже давно вышел на первый план в государственной социальной политике в наиболее развитых странах мира, поскольку через качество жизни общества в целом и его различных социальных групп возможно осуществлять интегральную оценку эффективности управления государством и реализации намеченных общенациональных планов. Качество жизни для людей неотрывно от целей, которые они ставят перед своей жизнью, то есть, связано с эффективностью жизни в широком смысле слова, и не только с удовлетворенностью своей личной жизнью, но и с удовлетворенностью со своим положением в стране и в мире, которое отражается на общественном самочувствии людей.

Существенную роль в обеспечении качества жизни играют региональные и местные органы исполнительной и законодательной власти. В самое ближайшее время необходимо создать эффективную и справедливую структуру социальных гарантий и защиты граждан, сбалансированной с интересами государства. Совершенно очевидно, что требуемое решение ключевых социальных задач невозможно без солидарной поддержки народного большинства России и без организации широкого гражданского диалога.

В нашей действующей Конституции норма «социального государства» прописана декларативно, что не рождает консенсусного понимания данной нормы в нашем обществе. Представляется целесообразным развернуть самым широким образом работу по выработке Социального Кодекса Российской Федерации в форме федерального конституционного закона, что позволит сбалансировать социальную политику и выйти на уровень стратегического планирования.

Социальный Кодекс Российской Федерации, как документ носит, в том числе, и идеологический характер, так как раскрывает в полной мере направления государственного строительства в нашей стране. Отсюда главная цель – создание необходимых и достаточных экономических, правовых и социально-политических условий для того, чтобы человек мог работать и достойно зарабатывать, содержать себя и свою семью на достойном современного человека уровне. Работающий человек не должен быть бедным, семья должна быть центром государственной стратегии, качество и стоимость образования, здравоохранения, жилья и коммунальных услуг должны быть предметом не только внимания, но и особой ответственности властей.

Наши сограждане мечтают жить в справедливом и разумно устроенном обществе, где вознаграждаются добродетель и труд, где доходы соответствуют квалификации, где все равны перед законом и могут реализовать свои жизненные шансы. В силу этого принцип социальной справедливости занимает очень важное место в национальной культуре нашего Отечества: мечта о справедливом обществе - консолидирующая идея для подавляющего большинства населения страны.

В современных глобальных реалиях именно Россия, с её историческим опытом развития высокоэффективной социальной сферы, может выработать требуемую модель современного государства («российский образ жизни»), более гуманную, основанную на абсолютной ценности человека и максимальном проявлении его потенциала и способностей, в качестве образца для подражания и тиражирования в мире.

 

 

Ильдар Резяпов,

Председатель партии «ПАРТИЯ ВЕТЕРАНОВ РОССИИ»

 

 

 

Сообщаем Вам, что в Центральном аппарате Партии Ветеранов России работает бесплатная Горячая линия 8(800) 777-27-63, время работы: с Пн-Пт с 10-00 до 18-00 по мск.

Центральный аппарат Партии ведет активную работу по всем поступающим обращениям, все Ваши заявления, жалобы и предложения будут рассмотрены и направлены в уполномоченные федеральные структуры. 

 

 

С уважением,

Пресс-служба

Партии «ПАРТИЯ ВЕТЕРАНОВ РОССИИ»

Тел.: 8(800) 777-27-63

e-mail: vpvr@veteransrussian.ru

www.veteransrussian.ru

230 просмотров


Ближайшие праздники и памятные дни России

Друзья, подпишитесь на Вестник ветеранов России и присылайте свои новости, новости вашего региона и Партии

Друзья, присылайте региональные новости Партии ветеранов на новостной портал TOPNews

Рассылки Subscribe.Ru
Вестник Ветерана России
Подписаться письмом